Практичный автомобиль: особенности российского рынка!

25 августа 2015

Экономические санкции и последовавший за ними кризис значительно повлияют на понимание термина «практичность». Значение этого слова приблизится к смыслу, которое вкладывают в него на развитых автомобильных рынках, прежде всего в США и Европе. Практичность в этих странах – стоимость эксплуатации машины в течение 3–5 лет, складывающаяся из стоимости нового автомобиля, его технических характеристик, расходов на ТО и топливо, суммы транспортного налога и цены страховки. Для многих российских автомобилистов это путь к новым знаниям.

В 2015 году исполняется 15 лет премии «АВТОМОБИЛЬ ГОДА В РОССИИ». Без сомнений, это одно из главных автомобильных событий. На протяжении 15 лет российские автолюбители имеют возможность выбирать лучшие, на их взгляд, модели в разных классах. Это позволяет как потребителям, так и производителям непредвзято посмотреть на российский автомобильный рынок и понять, как меняется отношение к машинам. Важно, что в рамках премии появилось исследование «РЕЙТИНГИ АВТО ГОДА», которое собирает массу интересной информации об автомобильном рынке непосредственно от людей, принимающих участие в голосовании (а их больше 19 000!).

Автомобилисты часто путают понятия «практичность» и «брутальность». Между тем с практичностью ничего общего брутальность не имеет.

В ситуации, когда отечественная экономика оказалась зажатой в тисках санкций, выбор автомобиля становится более сложной и требующей расчета задачей. Однако, как бы странно это ни звучало, экономические невзгоды благоприятно повлияют на автомобилистов. Кризис подталкивает потребителей к получению новых знаний. Тут на первый план и выходит понятие «практичный автомобиль».

Большинство российских автолюбителей связывают практичность машины с ее техническими характеристиками. Например, под практичностью понимается ремонтопригодность. Также важны вместительность, надежность и оптимальный размер. Существенный фактор практичности – экономичное потребление топлива. Чуть ли не первый вопрос об автомобиле: «А сколько он ест?» Чем больше топлива потребляет машина, тем больше денег придется оставить на заправке – об этом отечественные автомобилисты догадываются. Однако и тут проявляется местная специфика. Абсолютное большинство российских автовладельцев сразу ответят на вопрос, сколько «едят» их машины, но затруднятся назвать сумму, потраченную на топливо за год. Эта цифра, как правило, требует длительного подсчета, как, впрочем, и другие цифры, из которых складывается истинная практичность автомобиля.

Зачастую под понятие «практичность» попадает стоимость технического обслуживания. Если проблем с запчастями нет, они доступны в разных регионах, а их стоимость невелика, автомобиль приобретает в глазах отечественного покупателя дополнительный бонус. Стоимость регулярного ТО также важна, но она рассматривается как сумма, которая может быть сведена к минимуму в процессе «бережной» эксплуатации. У части граждан до сих пор не возникает прямой ассоциации между автомобилем и регулярным ТО. Оно воспринимается как злая неизбежность, а не как важная составляющая правильной эксплуатации машины. Если датчики не горят, тормоза не свистят, значит, все в порядке. Разве что масло надо поменять.

В исследовании участвовали 19 062 человека. Что характерно, большинство респондентов – мужчины (16 757 человек) против 2 305 женщин. Возрастные группы – 18–29, 30–39 и старше 40 лет. География исследования – Россия.

В рамках российского понятия «практичность» необходимо учитывать фактор возможности самостоятельного ремонта. То, что на развитых автомобильных рынках уже давно ушло в прошлое, для нас остается реальностью. И хотя компьютеры и микроволновки многие россияне уже научились не чинить самостоятельно, мелкий ремонт машины – это «святое». Какой ты мужик, если не можешь заменить лампочку в фаре или тормозные колодки? Если ты настоящий мужчина, то должен знать, как поставить «запаску»! Этот важнейший социокультурный фактор необходимо иметь в виду. Российский мужчина, вне зависимости от социального положения и уровня дохода, обязан самостоятельно заниматься мелкими ремонтными работами: поменять смеситель, лампочку, повесить картину, поточить ножи и т. д. Исследование социокультурных особенностей – очень важный, но, как ни странно, почти не используемый при продвижении автомобилей на российском рынке элемент маркетинга. Наверное, ситуация изменится, когда потребитель будет не только менять лампочку в фаре, но и автоматически исключать из стоимости эксплуатации своего автомобиля расходы на оплату такой работы в сервисе.

Для многих отечественных автолюбителей критерием практичности является уровень электронной оснащенности автомобиля. «Чем меньше электроники, тем практичнее машина», – рассуждают они, предполагая, что «пустой» автомобиль долговечнее. Если нет «всяких ненужных датчиков», значит, и ломаться нечему. Бывает, что автомобилисты путают понятия «практичность» и «брутальность». Между тем с практичностью ничего общего брутальность не имеет. Итак, ознакомимся с основными выводами исследования «РЕЙТИНГИ АВТО ГОДА».

По мнению респондентов 18+ без разбивки по полу и возрасту, самым практичным автомобилем является Hyundai Solaris. За ним идут Renault Duster, Ford Focus, Lada Largus и SKODA Octavia. Интересно, что у Solaris на первом месте стоит характеристика «экономичное потребление топлива». Этого критерия практичности нет ни на первом, ни на втором месте ни у одной другой машины в пятерке лидеров! Есть надежность, оптимальный размер, вместительность, но не экономичность. Это очень важный фактор, который свидетельствует о прямой ассоциации между моделью Solaris и экономным расходом топлива. Аплодируем Hyundai!

Анализ отношения к Solaris в разных половозрастных группах косвенно показывает, что аудитория Hyundai – молодая, активная и образованная, учитывающая разные критерии практичности. Экономичное потребление топлива Solaris – важнейшая характеристика как для мужчин, так и для женщин 18+, ориентированных на низкий ценовой сегмент.

В низком ценовом сегменте лидируют Hyundai Solaris, Renault Duster, LADA Largus, Renault Logan и Kia Rio. Третье место LADA Largus подчеркивает высокую практичность этого автомобиля, причем его ремонтопригодность поставлена на третью по значимости позицию, после таких характеристик, как вместительность и оптимальный размер.

В среднем ценовом сегменте лидирует Ford Focus, за ним идут SKODA Octavia и Audi A3. Показательно, как меняется отношение к практичности с увеличением дохода респондентов. В категорию практичных машин в среднем ценовом сегменте попали совершенно другие модели. Такой результат косвенно доказывает, что критерий практичности пока еще напрямую зависит от материального статуса покупателя, а не от стоимости эксплуатации машины. Посмотрим, подтверждают ли эту гипотезу результаты исследования в высоком ценовом сегменте.

Здесь лидируют Audi A4, Toyota Land Cruiser 200, Audi A6 allroad quattro. А четвертое место по практичности среди автомобилей в категории от 1,5 млн руб. занимает Jeep Grand Cherokee! Респонденты этой группы не думают об экономии топлива, на первых местах – надежность и вместительность. Выходит, стоимость топлива не является важным фактором при определении практичности в этом сегменте?..

Проанализировав вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в России пока нет общепризнанного понятия «практичность». Оно размыто и зависит от доходов аудитории. У каждой группы автомобилистов своя «практичность», определяемая исключительно техническими характеристиками автомобиля. Но эта ситуация имеет тенденцию к изменению в правильном направлении, что видно на примере Hyundai Solaris.

Следует отметить, что понятие «практичность» в значении «стоимость эксплуатации» хорошо знакомо профессиональной аудитории, но используется в России крайне редко. О том, что входит в стоимость эксплуатации автомобиля, спорят даже профессионалы. Например, кредит. Учитывать процентную ставку или нет? Или остаточная стоимость автомобиля. Некоторые эксперты относят ее к амортизационным издержкам собственника и не включают в стоимость эксплуатации. Или, скажем, плата за стоянку – существенная трата в городских условиях. Нужно ли ее учитывать при расчете стоимости эксплуатации?

Кроме того, отечественный автомобильный рынок должен определить основные критерии практичности для сравнения разных моделей. Это может быть стоимость езды на километр (как считают американцы), или средняя стоимость эксплуатации автомобиля на 1000 км пробега, или общая стоимость эксплуатации за год, или какой-то комбинированный показатель. В настоящее время существуют разные системы расчета практичности как стоимости эксплуатации, которая до сих пор не являлась решающим фактором при принятии решения о покупке. В будущем же нас ждет унификация, общепринятая система расчетов. Она позволит отечественным потребителям реально смотреть на приобретаемый автомобиль.

А пока унифицированная система оценки еще не сложилась, попробуйте посчитать стоимость эксплуатации вашего автомобиля в месяц. Сложите все расходы за год, включая топливо, «незамерзайку», страховку, стоянку, «переобувку», ТО и транспортный налог, добавьте сумму на мелкий ремонт и оплату нескольких штрафов. Результат разделите на 12 и подумайте, какое место занимает полученная цифра в вашем ежемесячном доходе. В условиях кризиса это очень полезно.

Методология исследования

Уникальное исследование проводилось совместно с компанией Synovate COMCON. Для того чтобы оценить, как результаты голосования распределились среди населения России, при обработке данных они были соотнесены с данными масштабного регулярного исследования «Российский Индекс Целевых Групп», занимающегося анализом потребительского поведения и медиа предпочтений россиян от 10 лет и старше, проживающих в городах с населением 100 тыс. человек и более.

Участникам было предложено выбрать модель, которая бы наиболее подходила под заданную тему исследования. Респонденты выбирали из 452 моделей, официально представленных на российском рынке, оценивали машины по 10-балльной шкале и обосновывали свое мнение, выставляя бальные оценки (от 1 до 5) каждой выбранной модели по ряду критериев.

 

*Взвешенная доля данной модели от общей выборки респондентов

К списку записей

Комментарии

31 марта 2016 Роман Котов
Рейтинг комментария 0

Из условий российской действительности, тезис практичности применим только, пожалуй, к среднеразмерным паркетникам 4х4: клиренс, вместимость, в общем и в пир, и в мир, и в добрые люди. Приоритеты: Кашкай, Спортидж, Аутлендер и т.д.

19 марта 2016 Анатолий Анатольевич
Рейтинг комментария 0

Я практичность авто вижу несколько иначе-для меня это вкупе-экономичность,цена,удобство пользования.Все три значения в равной степени!Удобство пользования-это максимальный объём внутренний с минимальными внешними габаритами,удобство перевозки как пассажиров,так и грузов.К примеру-Хёндэ Соларис ну никак не вписывается в эти рамки!Внутренний объём о сравнению с габаритами далёк от совершенства,а погрузка в такой в такой малый проём багажника не самых больших вещей-проблема,не говоря об объёме самого багажника.Где здесь практичность?Самым большим идеалом удобства может быть только микроавтобус с габаритами легкового авто.Это,к примеру,Фольксваген Мультивен,но...Цена не по зубам большинству автолюбителей.Тогда линейка автомобилей фургонного типа-Рено Кангу,Опель Комбо,Ситроён Берлинго или Пежо Партнёр.Но самый,конечно,в этой линейке яркий-Фолбксваген Кэдди!Вот где сочетаются все нужные мне условия практичности!Все три условия,особено,если ещё и с дизельным двигателем.(Не претендую на авторитетность,но почти четверть века за рулём,это только моё мнение,получившееся из опыта владения цепочки:купе-хетчбек-универсал-вен-авто типа Фолксваген Кэдди.)

Укажите данные

* Федеральный округ
* Ваш город
Если вашего города нет в списке, выберите «Другой»
* Возраст
*E-mail
* Пол