Итоги опроса «Женские автомобили»

13 ноября 2015

Исследование «РЕЙТИНГИ АВТО ГОДА» – один из самых крупных автомобильных проектов в нашей стране, который предоставляет участникам рынка доступ к дополнительному инструменту анализа аудитории, позволяя выявить и оценить особенности восприятия потребителями тех или иных моделей. Уже в скором будущем в исследование можно будет включать конкретные вопросы производителей, что значительно упростит и удешевит процесс получения необходимой информации.

Тема очередного этапа исследования – «Женские автомобили». То, что на российском рынке сформировалась такая категория машин, а Интернет переполнен всевозможными признаками «женских авто», – всем хорошо известно. Осталось получить обратную связь и выяснить, какие марки автомобилей, официально представленных в России, потребители считают женскими. Для маркетологов подобная информация из первых рук – это пища для ума, возможность почувствовать аудиторию, внести изменения в маркетинговые планы и скорректировать позиционирование моделей.

В исследовании приняли участие 7568 человек. Большинство (86 %) – автомобилисты. Из них 78 % – мужчины; 82 % респондентов относятся к возрастной группе (18–39 лет). Выборка взвешена на генеральную совокупность регулярного исследования РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП. Взвешенные данные репрезентируют мнение жителей от 18 до 75 лет из российских городов с населением 100 тыс. и более. На взвешенных данных распределение по половозрастному признаку следующее: 45 % составляют мужчины, 55 % – женщины; 46 % – это люди 18–39 лет, 54 % – 40–75 лет. Обработку данных провела независимая исследовательская компания Synovate Comcon.

Респонденты выбирали модели из числа официально продающихся на российском рынке и оценивали их исходя из главных характеристик сегмента: красивого дизайна, легкости в управлении, безопасности, эргономичности и надежности. Первое место в общем рейтинге «Женские автомобили» занял KIA Picanto, на втором месте оказался Nissan Juke, на третьем – Hyundai Solaris. В десятку «самых женских машин» вошли модели Uz-Daewoo Matiz, Mazda3, Audi A1, Toyota RAV4, MINI Hatch, Ford Fiesta и Fiat 500.

 

Важно отметить и автомобили, сформировавшие вторую десятку женских авто. Это BMW 1 серии, LADA Kalina, Peugeot 208, Volkswagen Beetle, MINI Cabrio, KIA Rio, Mazda CX-5, Range Rover Evoque, Audi A3, Honda CR-V и Hyundai i30. Надо сказать, что второй «эшелон» имеет не меньшее значение, чем первый, поскольку в основном в нем представлены более дорогие автомобили. И процент голосов, отданный за эти машины, пропорционален доле более обеспеченных россиян. А вот разбивка респондентов по возрастным группам к существенным переменам в двадцатке лидеров не ведет: модельный состав, с точки зрения молодых участников голосования и респондентов постарше, практически аналогичный. Детальный анализ данных показывает, что молодежь (18–29 лет) на первое место поставила KIA Picanto, на второе – Nissan Juke, а на третье – UZ-Daewoo Matiz. Респонденты 30–39 лет определили следующую тройку лидеров: Nissan Juke, KIA Picanto, Hyundai Solaris. Рейтинг женских авто, по мнению участников 40 лет и старше, выглядит так: KIA Picanto, Nissan Juke и Toyota RAV4.

Итоги опроса не оставляют сомнений: одно из главных качеств женской машины – это компактность. Судите сами: лидер общего рейтинга – миниатюрный KIA Picanto, а «сородич» KIA Cee’d занял лишь 49-е место; MINI Hatch и MINI Cabrio вошли в двадцатку, а большой MINI Countryman вообще не воспринимается как женская модель. Nissan Juke – женский, а другие модели Nissan – нет. Mazda3 – один из лидеров рейтинга, а седан Mazda6 в список не попал. Детальное изучение полученных результатов дает повод для размышлений, дискуссий и гипотез, которые, безусловно, способны существенно повлиять на маркетинговые стратегии автопроизводителей.

Несколько слов о географии. Жители Москвы и Московской области имеют свой взгляд на проблему и на первую позицию рейтинга женских автомобилей ставят Nissan Juke, на вторую – MINI Hatch, а на третью – KIA Picanto. Респонденты из других городов никаких отклонений от общего рейтинга не продемонстрировали: те же KIA Picanto, Nissan Juke и Hyundai Solaris.

Отдельно следует сказать об отношении к «женским автомобилям» той аудитории, которой, собственно, эти машины и предназначены. Иными словами, о том, что думают сами дамы. В интерпретации слабого пола первая десятка выглядит так: Nissan Juke, Hyundai Solaris, KIA Picanto, Mazda3, Toyota RAV4, KIA Rio, Opel Astra, Audi A1, Audi A3 и Ford Fiesta. Так считает большинство барышень от 18 до 75 лет.

Посмотрим на вопрос с другой стороны. Если существуют женские модели, значит, есть и те, которые с этой категорией почти не ассоциируются. К последним, по мнению респонденток, относятся Subaru Forester, Infinity QX50, MINI Countryman, Citroen DS3, SKODA Octavia, Mercedes-Benz C-Класс, Mitsubishi ASX, Lexus RX, Chevrolet Cruze и... Fiat 500 (да-да, тот самый, что в общем рейтинге вошел в десятку, однако дамы рассудили иначе и поставили его только на 47-е место).

Если сравнить женскую и мужскую точки зрения, то кое-где они пересекаются. Например, во взгляде на Nissan Juke и KIA Picanto. Эти машины признали женскими респонденты обоих полов и, кстати, всех возрастов. Видимо, столь однозначное восприятие моделей обусловлено продуманной маркетинговой политикой производителей.

Любопытен статус Hyundai Solaris. Женщины всех возрастных групп присудили машине место в тройке лидеров, а вот мужчины «жадничают», полагая, что эта популярная модель не такая уж и женская (8-е место).

Интересно и отношение участников опроса к кроссоверу RAV4. Несмотря на кардинальное изменение внешности модели последнего поколения, россияне по-прежнему не считают этот автомобиль мужским. Машина входит в топ-5 женских авто по версии представительниц прекрасного пола, а дамы 40 лет и старше и вовсе отдали ей первое место.

К слову, о возрасте. По данным исследований Росстата, TNS и Института современных медиа (MOMRI), потребители 40–75 лет недооценены производителями. Большинство рекламных кампаний ориентировано на аудиторию до 40–45 лет. И это ошибка, серьезное заблуждение, непонимание качественных изменений на российском рынке, стереотипное мышление и нежелание идти в ногу со временем. Между тем необходимо чувствовать тренды. Современные люди 40–50 лет – совсем не их ровесники начала 1990-х. Сегодня представители именно этой возрастной группы формируют основной спрос на российском рынке товаров и услуг. А вот молодежь как раз значительно беднее, особенно семейные пары до 25 лет. Так что следует объективно оценивать возможности той или иной аудитории, чтобы правильно подойти к позиционированию как отдельных моделей, так и марок в целом. Кстати, исследование показало, что «женскими», а значит, и «не женскими» могут быть не только модели, но и бренды.

Итак, согласно результатам исследования, россияне не ассоциируют с женскими следующие марки автомобилей: Volvo, Mercedes-Benz, Lexus, Mitsubishi, Renault, SKODA, Subaru, Lifan, Datsun и Chevrolet. Почему эти бренды воспринимаются так, а не иначе, – тема для отдельной дискуссии. Возможно, это обусловлено выверенным позиционированием, возможно, наоборот, – полным его отсутствием. Подведем итоги. «Женские автомобили» – весьма интересная группа, и результаты проведенного исследования, несомненно, требуют подробного анализа. Те «женские» качества, которыми респонденты наделяют определенные автомобили, очень важны для последующего позиционирования моделей. Это ценная информация для маркетологов, которые могут использовать ее для формирования «женских» комплектаций и специальных предложений, адресованных прекрасному полу. А проект «РЕЙТИНГИ АВТО ГОДА» не останавливается на достигнутом. Последующие исследования, дополненные конкретными и уточняющими вопросами, позволят более четко определить характеристики, свойства и признаки женских машин, что, безусловно, будет способствовать взаимопониманию тех, кто производит автомобили, и тех, кто их покупает.

К списку записей

Комментарии

5 апреля 2017 Елена Демидова
Рейтинг комментария 0

Я считаю что женскому полу хорошо подойдут все машины с кузовом седан они менее грубовато выглядят

9 января 2017 Хропунов Павел Львович
Рейтинг комментария 0

Женские автомобили с их содержимым только мешаются под большими колесами брутального авто! Впереди свободно, а она тормозит... И это каждый день... Надоели, сил нет!

Укажите данные

* Федеральный округ
* Ваш город
Если вашего города нет в списке, выберите «Другой»
* Возраст
*E-mail
* Пол