Итоги опроса «Современные автомобили»

25 ноября 2015

Проект «РЕЙТИНГИ АВТО ГОДА», запущенный в прошлом году, занимается выявлением, систематизацией, анализом и изучением мнения российских автолюбителей. Исследование, в котором принимают участие жители разных регионов нашей страны, стремится установить обратную связь с потребителями, получить максимально подробную информацию из первых рук – у покупателей как состоявшихся, так и потенциальных. Иными словами, у тех, от кого на самом деле зависит погода на автомобильном рынке России.

На основе ранее полученных данных были сформированы основные кластеры – группы, на которые, по мнению россиян, делятся автомобили. Таких групп пять: семейные, женские, современные авто, а также практичные машины, так называемые рабочие лошадки. И то, как россияне воспринимают эти группы, какие свойства и характеристики машин они считают основополагающими для каждой такой группы, и стало объектом дальнейшего изучения.

Последнее в этом году исследование, проведенное в рамках проекта, посвящено современным автомобилям. Какие модели относятся к этой группе? Безусловно, мнения по этому вопросу могут значительно разниться. Более того, зачастую возникает существенное расхождение в восприятии, казалось бы, совсем уж очевидных вещей. И это обстоятельство необходимо учитывать, а значит, делая выводы, следует опираться на объективные данные, полученные от максимально возможного количества респондентов: мужчин и женщин, молодежи и людей зрелого возраста, представителей обеспеченных слоев населения и имеющих скромные доходы, живущих как в мегаполисах, так и в маленьких городах. Причем значение последнего, географического, фактора в нашей огромной стране переоценить трудно.

Дело в том, что без всестороннего анализа, учитывающего мнение жителей регионов, сформировать адекватный имидж автомобильного бренда, претендующего на всероссийский охват, попросту невозможно. Всем хорошо известно, что подавляющее большинство представительств автомобильных компаний расположено в Москве. Рекламные фирмы и маркетинговые агентства, которые разрабатывают стратегии развития бренда и воплощают их в жизнь (а именно от этого зависит позиционирование марки), тоже находятся в столице. Абсолютно логично, что продвижение и реклама носят откровенно «московский» характер. Иными словами, россияне получают этакий столичный взгляд, не всегда понятный, близкий и обоснованный. Неудивительно, что зачастую посыл не находит отклика в душе потенциального покупателя.

Тот факт, что между Москвой и всей Россией пролегает пропасть, вряд ли кто-то решится оспаривать. Москва – это государство в государстве. Со своим ритмом жизни, своей средой и ее особым восприятием. Это не только город, который «никогда не спит», но еще и центр моды, средоточие обеспеченных людей, место рождения и воплощения передовых и неординарных идей. И все это необходимо учитывать, анализируя общероссийские данные, которые, как правило, отрезвляют москвичей, возвращают их к реальности.

Конечно, автомобильный рынок не исключение. То, что в столице уже вышло из моды, в регионах порой воспринимается как последний писк. С другой стороны, отношение ко времени, да и к жизни в целом у жителей других городов более взвешенное и рациональное, чем у москвичей. Ну и, разумеется, нельзя забывать об уровне доходов. В Москве он значительно выше, что откладывает отпечаток и на восприятие того или иного бренда, и на предпочтения.

В исследовании «Современные автомобили» приняли участие 9259 человек в возрасте от 18 до 75 лет из разных регионов России. Для объективного анализа данных было проведено взвешивание аудитории на жителей российских городов с населением более 100 тыс. По результатам опроса был составлен рейтинг самых современных, по мнению россиян, моделей. Первая десятка выглядит так: Hyundai Solaris, KIA Rio, Mazda6, SKODA Octavia, Toyota RAV4, LADA Granta, Honda CR-V, Ford Focus, KIA cee'd и Audi Q7. Места во «втором ряду» заняли LADA Kalina, Volkswagen Tiguan, Toyota Camry, Renault Duster и Volvo XC70.

Примечательно, что бренды Peugeot и Citroen не вошли даже в первую тридцатку, хотя эти марки позиционируются как современные, модные и стильные. Причем это позиционирование отражено уже в базовых комплектациях: тут и современная мультимедийная начинка, и сенсорные экраны, и USB, и другие модные приспособления.

Между тем все это, как оказалось, не находит отклика даже у респондентов от 18 до 39 лет. Почему-то они не ассоциируют модели этих брендов с современными автомобилями. Скорее всего, «модный», «стильный», «красивый», а уж тем более «экологичный» – качества, которые ценятся представителями отдельных социальных групп, проживающими в крупных городах и прежде всего в Москве. А большинство российских граждан, как показали результаты исследования, считают, что современные авто – это новые, широко представленные и активно рекламируемые машины. Что касается мультимедийной начинки, то отношение к ней у наших соотечественников не столь трепетное, как ожидают некоторые производители.

Возвращаясь к характеристикам современного автомобиля, с точки зрения россиян в целом, необходимо отметить интересный статус LADA Granta, который, безусловно, требует более углубленного изучения. Модель оказалась в тройке лидеров по версии респондентов из городов с населением 100 тыс. и выше (за исключением Москвы). И эта победа отечественного автомобиля свидетельствует о справедливости тезиса, изложенного выше: действительно, для большинства россиян современная машина – это новая, часто встречающаяся на дорогах и рекламируемая модель. Как раз такая, как LADA Granta. К слову, в Москве автомобиль из Тольятти не вошел даже в первую двадцатку.

А как обстоят дела у иномарок? В топ-10 общероссийского рейтинга самых современных автомобилей немецкие и американские производители представлены не слишком убедительно: всего-то по одной модели на страну (Audi Q7 и Ford Focus). И 

что интересно: как бы ни делились респонденты по группам (по полу, возрасту или региону проживания), ни в одной из них эти модели не стали победительницами. 

Между тем аж по три призовых места взяли японцы и корейцы. Так что именно они диктуют моду на современные автомобили, а немцы и американцы пока что дышат им в спину. И, конечно, это еще один выявленный в ходе исследования факт, требующий детального анализа. Например, знаменитый BMW 3 серии оказался лишь на восьмой позиции, по мнению респондентов 18–29 лет, а BMW X6, столь популярный среди представителей некоторых социальных групп в Москве, занял только шестое место в общероссийском рейтинге, составленном на основе опроса автолюбителей в возрасте от 30 до 39 лет. Таким образом, в категории «современные автомобили» общемировые бренды из Германии, Великобритании и США проигрывают на российском рынке корейцам и японцам.

А вот несомненный прогресс марки SKODA можно считать своего рода феноменом. Известный еще с советских времен бренд долго прозябал на обочине, считался второстепенным, однако в последние годы, благодаря усилиям маркетологов и менеджеров Volkswagen, занял место в первом эшелоне. Восприятие марки потребителями значительно улучшилось. Результаты, как говорится, налицо: Octavia, Yeti и Rapid – известные и «уважаемые» модели, а SKODA – производитель современных и качественных машин.

Как уже было сказано выше, автомобильный рынок Москвы – отдельная история. Второе и третье места здесь заняли Mazda6 и Audi Q7, в десятку попал Volvo, к нему приближается BMW. Таким образом, на первый план вышли более дорогие модели европейских и японских производителей. Современными авто москвичи считают Nissan X-Trail, Volvo XC60, BMW 5 серии, Mitsubishi Outlander, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser 200, Land Rover Range Rover Sport и Toyota Land Cruiser Prado. Как видите, столичный список выглядит иначе. Вот только лидер здесь тот же, что и в общероссийском рейтинге. Бесспорный и безусловный. Это Hyundai Solaris.

Надо сказать, что корейцы одержали убедительную победу. Причем это касается не только Hyundai, но и KIA. Модели Solaris и Rio воспринимаются большинством россиян как однозначно современные автомобили. Причем так считают и обладатели отечественных машин, прежде всего марки LADA. А это очень важный показатель, позволяющий с высокой вероятностью предполагать, что интерес к Hyundai Solaris, подпитываемый за счет бывших владельцев LADA, будет только расти. Остается сказать корейцам: «Браво!» Таких результатов на российском рынке не показывал еще ни один автопроизводитель.

К списку записей

Комментарии

20 ноября 2016 Игорь Янгаев
Рейтинг комментария 0

В такой стране живём............

28 сентября 2016 Сергей
Рейтинг комментария 0

Как в рейтинге современных авто, могли оказаться "корецы":)))?! Либо те кто голосует не имеет понятия о современном автомобиле и для них предел мечтаний лада гранта, либо все эти опросы фикция и изначально победитель заказан.

1 марта 2016 Василий Бережный
Рейтинг комментария 0

Вот что получается - Киа рио признан самым худшем автомобилем 2015 года США...и знаете по какому Единственно заданному вопросу(?) - "Купили бы вы повторно СВОЙ автомобиль?". Почти 60% владельцев ответили - нет. Тоже самое и в рейтинге самых опасных авто (статистика смертности водителей в ДТП в зависимости от марки и класса машины за 2009-2012г.) - Рио опять на первом месте (а там ещё НиссанТиида, ХёндайСолярис и ШевролеАвео)...

1 марта 2016 Василий Бережный
Рейтинг комментария 0

эти результаты лишний раз подтверждают, что "гараж" у населения РФ не наполнен даже на половину, от сюда и восприятие автомобиля с разных точек. Это касается как "семейный", "трудяга", так и обсуждаемого "современный" автомобиля. Посудите сами, в 90 е и к началу двухтысячных основной процент "гаража" это б/у автомобили зарубежного автопрома. Сразу договоримся, речь не идет о отечественных, их мы пока выкидываем из моего текста. Далее происходит рост потребительского спроса на НОВЫЙ зарубежный автомобиль. Этому поспособствовало масса факторов, основные выделю три - банковские кредитные программы, расширение дилерской сетки (помнится было время когда ВОЛЬВО официально можно было купить ТОЛЬКО в СПб, а рабочие вольво, вагены и ауди мы лично обслуживали к примеру у финов и норгов), и изменение отношения производителей к рынку РФ. Но для полноценного изменения осознания что есть современный автомобиль - прошло очень мало времени. Всё же, замена отечественного старого Ваза или б/у иномарки из 90х на любую новую иномарку - не лучшим образом сказывается на результатах опросов проводимых "Автомобиль года". И дело не в цене или потребительских возможностях, дело именно в подходе к вопросу что есть - "современный". А понимание вот такое (по результатам) странное - и не современное. "Всё что для меня новое и лучше старого - всё для меня современное". Да, действительно, выше упомянули французов, как обделённых вниманием. Тут великое дело предрассудков по отношению к французам. А тот же пежо - на минуточку, в тройке лидеров рейтинга в Европе год от года (были провалы, но...) и не просто так, а заслуженно. Их способность выдать рынку "вау, ничего себе", порождает в дальнейшем норму. И второй аргумент - стоимость (включая обслуживание) французов не сильно отличается от стоимости лидеров рейтинга. Возьмем ЛэнРовер - колоссальный скачок. Сегодня это не просто "яхта", это современная "яхта". Тоже самое касается Вольво - представив "рояль в кустах" (s80) они показали, что традиционно семейная марка может быть красивой и современной. И понеслось - итог ХС 90... А БМВ I8? Участник голосования к слову. Современный? конечно. А возьмем Ауди со своим ТТ, кто бы знал, что скорость в таком виде и стиле может быть доступной массовому потребителю. А кто из нас думал, что пикап-фермер может стать городским жителем, и при этом комфортным? Конечно, сейчас недостаточно облепить салон планшетами, светодиодами и другими фишками/плюшками, загнуть за это всё цену или отправить это всё в опции (пакетами) и кричать - что мы делаем современный авто. Нет, т.к. эти вещи за последние 10 лет стали нормой и многие уже по умолчанию должны быть. К примеру, смешно читать - кондиционер, климат-контроль, МР3, электропакет (стеклоподъемники, подогревы), регулировки (от сидений до руля) или различного рода системы безопасности (от подушек до курсовой устойчивости) - ведь это всё признаки полноценного авто сегодняшнего дня, за которые УЖЕ не должен потребитель переплачивать т.к. эти вещи уже - НОРМА. Но мы платим или отказываемся от этих "ОПЦИЙ" думая при этом, что эти достижения автопроизводителя - ВАУ какие крутые и наверно очень, очень, очень современные. И не факт что современный автомобиль это дорого, упомянутые выше французы тому доказательство. Дорого - это имидж, но не всегда современно и уж точно не факт что надёжно. Тоже самое можно сказать и о том, что современный авто - это не сверкающий хромом на солнышке авто, т.к. старенький ВАЗ 2101 моего тестя сверкает хромированными бамперами куда круче. Другое дело - если речь идет о гибридах или "электричках". Тут палки в колёса нам суёт само государство. Только сейчас Москва (официально) имеет 28 станций подзарядки, с расширением по плану ещё на 80. Мало и медленно. И откровенно говоря не в том городе. Куда перспективней развитие начинать с малых и средних городов - потому как ежедневные расстояния (дом/работа/дом) и общее время затраченное на поездку куда меньше. Страшно представить, как владелец "электрички" с утра от дома на северо-западе махнул на работу на юг или в центр, и потом обратно, в общем на каком-то промежутке просто встал - всё, приехал. И вот он стоит с вилкой - просто стоит. А если он собрался за город на пикник, то за мкадом он ещё от бабушки знает - жизни нет. И в этом случае - бабушка ему не соврала, а он лАпух. Перспективы владения "электричкой" - превращаются в тяжкое заболевание от сидячего образа жизни. Это у нас. А ведь это - другой вид автомобиля. Лидер по условиям эксплуатации на сегодня Англия. Активное развитие показывает Германия. Мы даже не заметим, как ведущие мировые марки полностью заменят свою линию продукции и что достанется нам - вопрос...Каким будет лет через пять современный автомобиль для нас в нашем сознании и понимании и каким он будет в реальности - расстояние между ними лишь увеличится.

20 января 2016 Игорь Янгаев
Рейтинг комментария 0

Половина не поняла данный раздел.Ведь под современным авто предусматривается конструкция,инженерная мысль,электроника дизайн.......народ понял ,как доступность....вот и не увязка. По корейцам - согласен,киа даже в штатах 1 место по надёжности держит

2 декабря 2015 Артем Молчанович
Рейтинг комментария 0

Немцы самые классные авто делают.А здесь доступные автошки !

28 ноября 2015 Александр Ушаков
Рейтинг комментария 0

Мое мнение, что при оценке результатов опроса и выводах понятие "современный автомобиль" подменено понятием "доступный автомобиль".

28 ноября 2015 владимир кирьянов
Рейтинг комментария 0

читаешь комментарии и понимаешь, что все эти писатели с рождения ездили на бмв или мерседесах... и не понимают, что если бы не было нашего или корейского ( убогого по их мнению) автопрома, то цены на авто стоили бы совсем других денег.

28 ноября 2015 .юрий
Рейтинг комментария 1

Провинция живет бедно,в отличие от столицы.И это не вина водителей,покупают,что могут.Посмотрите на дороги,еще полно ВАЗ-2103,6.О каких иномарках речь?И где в провинции СТО?Для того,что бы пройти ТО надо ехать 30-50км.А корейцы молодцы,просчитали момент,даже предугадали.И потому на коне,качество вполне приличное,реальная цена.У меня Фолькс,на новой машине уже заменил задние фонари,потому как светодиоды накрылись быстро,а сборка польская.На форумах полно ругательных высказываний.Пока европейские производители не вернут качество и надежность,не видать им первых мест по продажам.

28 ноября 2015 Сергей Пахомов Домрачев
Рейтинг комментария 0

ездил на Иж-Ода, потом на Лада Гранта автомат сейчас на Датсун Ми До автомат

28 ноября 2015 Сергей Сергеевич Иванов Иванов
Рейтинг комментария 1

Жаль конечно, что многим в России да и в Москве в данный момент не суждено вообще видеть и тем более владеть самыми современными авто. Отсюда такие и результаты голосования. Самые продаваемые и популярные - это совсем не самые современные. Согласен с предыдущим комментарием про Рооссийский автопром. Конечно это курам на смех! Но будем надеяться на лучшее и прогресс на лицо в последние время, что всё изменится в лучшую сторону (особенно в нашей стране) и тогда итоги такого же голосования будут совсем диаметрально противоположными! Всех с Наступающим!!!

27 ноября 2015 Александр Калугин
Рейтинг комментария 1

Про французские шедевры совершенно правильно заметили, но у нас народ живёт стереотипами и считают такие убожества как Рио, Сид, Фокус или тот же Солярис современными автомобилями. Про Гранту вообще молчу - похоже при голосовании не читали название рейтинга - "Современные автомобили". Ха-ха-ха!

28 ноября 2015 Роман Малимонов
Рейтинг комментария 0

Просто, большинству россиян не покарману авто классом (стоимостью) выше ВАЗа. Поэтому, информация о технологических изысках современных супербрендов, элементарно пропускается мимо ушей. Да и рекламщики - пиарщики, едва ли не ежечасно на мозги капают, в духе, "Гранта - современный автомобиль!", "Гранта - почти иномарка!"... Плюс, недостаток объективной информации. Плюс внушаемость "толпы" и дефицит критического мышления... Вот и имеем, то что имеем.

Укажите данные

* Федеральный округ
* Ваш город
Если вашего города нет в списке, выберите «Другой»
* Возраст
*E-mail
* Пол